Размер шрифта: А А А
Цвета сайта Ц Ц Ц
Изображения
Кернинг

«E-ditorium: образовательное пространство новой молодежной медиакультуры»

Современное образовательное пространство России характеризуется многообразием образовательных учреждений, с 1992 года негосударственные образовательные учреждения или, если быть более точными, «школы социального заказа», общественные школы играют заметную роль в образовательном секторе. Все годы своего становления и развития НОУ действовали и продолжают действовать в условиях жесткой конкуренции, а также контроля и со стороны государства, и со стороны родителей, что определяло и, конечно, мотивировало постоянное стремление НОУ к совершенствованию своей работы, к поиску новых решений для достижения наиболее высоких результатов своей деятельности. По сути своей НОУ являлись с момента своего появления теми экспериментальными площадками, где апробировались образовательные модели сегодняшнего дня, а, может быть, и будущего.

 

Идея личностно-ориентированного образования, учитывающего индивидуальные особенности и темпы развития ученика, концепция развивающего обучения, которая разрабатывалась еще в советское время Д.Б.Элькониным и В.В. Давыдовым, являлись доминантными для школ социального заказа. Эти идеи актуальны и на данный момент в ситуации общей модернизации современного образования.ЧУОШ «Логос М» работает с 1992 года, и все эти годы коллектив школы стремился к рационализации всех аспектов своей деятельности: и образовательной, и воспитательной. Система образования должна соответствовать требованиям и потребностям социума, которые существенно изменились за последнее десятилетие в условиях роста разнообразия мира и научно-технического прогресса. И мы должны были меняться также. Более 20-ти лет наша школа работает по системе Эльконина-Давыдова, ориентируясь на системно-деятельностный подход в образовании, на развитие творческого мышления ребенка, на «диалоговый» характер обучения. Реализуемая модель образования предполагала изначально формирование и развитие критического мышления, как у учеников, так и учителей. От обычной академической системы, где учитель играет авторитарную роль в образовательном процессе, а учащиеся овладевают знаниями путем усвоения информации, требовалось перейти к креативной модели обучения, где образовательный процесс предстает как результат участия детей в руководимом учителем исследовательском сообществе. Ученик в процессе обучения должен не получать готовые знания, а под руководством учителя непосредственно участвовать в проведении опытов и экспериментов, что позволит ему на основе собственного опыта прийти к выводам учебников. При этом в творческом процессе должно быть задействовано не только логическое мышление, но и фантазия, воображение, использование аналогий. Атмосферу работы в проектной среде можно назвать не «диалоговой», а скорее «полилоговой», так как предполагается дискуссия, обмен мнениями на уроке между учащимися, что формирует не только умение отстаивать собственную точку зрения, но и услышать и проанализировать мнение другого.

Вышеописанная модель потребовала специальной организации образовательного пространства, дающего возможность быстрого и эффективного доступа к источникам информации любого формата, динамичной обработки и хранения информационных массивов, а также создающего условия для режима совместного критического анализа и синтеза с целью поиска истины. Описываемая среда должна играть сильную мотивационную роль, быть понятна и комфортна современному школьнику. Все изложенные постулаты легли в основу представленного проекта:«E-ditorium: образовательное пространство новой молодежной медиакультуры», реализованного совместными усилиями ЧУОШ «Логос М», Института новых образовательных технологий и информатизации РГГУ, компании «Polymedia», «1С» и компании «Readers Group». Комплекс новых учебных аудиторий построен на базе новейших аудиовизуальных систем и дизайнерских IT решений. Каждая многофункциональная аудитория получила имя «собственное», связанное с выдающимися персоналиями цивилизации человечества: Пифагора, Гомера и Да Винчи, что на наш взгляд будет играть определенную мотивационную роль не только для учащихся, но и для учителей.
«Класс визуализации математических моделей Pythagoras»предназначен для изучения математических дисциплин. Класс оборудован интерактивной доской SmartBoard 660, проектором , настенной рельсовой системой для размещения печатных наглядных материалов, используется программная среда учебно-методического комплекта «Живая математика» как виртуальной математической лаборатории для учебных исследований на уроках алгебры и геометрии.

Дизайн в стиле Hi-tech и бюст Гомера играют свою положительную роль в мотивации учащихся на работу в«Мультилингвальном интерактивном классе Homerus». Мультимедийный комплекс дополнен здесь интерактивным планшет-монитором Sympodium ID-370, расположенном на столе преподавателя и связанным с интерактивной доской SmartBoard. Теперь внести правку в текст учащегося, пишущего на доске, учитель может, не вставая с места, просто коснувшись стилусом интерактивного планшета. 5-ти канальный звук дает возможность на уроках литературы, русского или иностранного языка прослушать классику из уст мастеров словесного жанра.

Уникален«Медиатрансформер многофункциональный класс Da Vinci», необычен во всем: столы трансформеры, рабочее место учителя не около доски, а у задней стены, как место оператора в конференц-зале. Но самое примечательное - это инсталляция двух интерактивных досок SmartBoard 660, «сшитых» в единое интерактивное пространство. Благодаря видеоплате расширения оконного интерфейса учащиеся могут одновременно работать на досках, интерактивно обмениваться файлами, создавать различные модули одного учебного проекта Интерактивные доски связаны с компьютером посредством беспроводных USB Bluetooth 2.0 адаптеров, а изображение проецируется двумя проекторами Panasonic PT-FW100NTE. При необходимости класс становится полноценной компьютерной аудиторией, так как оснащен 12 ноутбуками, имеющими встроенные WI-FI модули и установленную программную сетевую среду SynchronEyes. Используя беспроводную сеть и возможности SynchronEyes, учитель может просматривать и контролировать изображения на экранах всех учащихся, транслировать изображения своего монитора на рабочие места учащихся, проводить опросы и тестирования. Все ноутбуки оснащены головной гарнитурой, что позволяет использовать класс как лингафонный кабинет на занятиях иностранными языками.

В школе по-новому решен вопрос организации самостоятельной работы учащихся, помещения школьной библиотеки и медиатеки дают возможность прямого доступа к фондам печатной продукции, а также ресурсам электронных книг (e- books). Электронная книга - это компактное и простое в управлении устройство, позволяющее воспринимать текст c экрана как с обычной книги. Кроме того, с помощью электронной книги можно проигрывать звуковые MP3-файлы, т.е. можно наслаждаться музыкой, слушать аудиокниги и одновременно читать текст. Электронная книга помимо своей внутренней памяти имеет еще и слот для SD карт. Так например, карта емкостью в 1 гигабайт, позволяет хранить в устройстве свыше 5000 книг. Подключенные к сети Internet рабочие места позволяют использовать информационные ресурсы Web.2.0. В современном образовательном пространстве особое место предназначено для рекреации. Новейшие решения в области аудиовизуальных технологий создали условия для инсталляции специальных зон, например, медиагалерей. В школе «Логос М» медиагалерея создана на базе цифровых рамок (Digital FotoFrame) Sumsung, обрамленных в дизайнерские багеты. Первым медиаконтентом стали творческие фотоработы учащихся, снятые цифровыми камерами, в рамках выполнения учебных комплексных проектов. Специалисты в области образования сегодня выделяют такое понятие как медиакомпетентность («Media Literacy»): способность интерпретировать, использовать, оценивать и создавать образы и видеои¬зображения, используя новые медиа таким способом, чтобы развивать творческие способности и критическое мышление.

Е-диториум школы «Логос М» - это как раз то место, экспериментальная площадка, где сегодня рождается и формируется медиаграмотность и новая культура медийных коммуникаций.

С.В. Кувшинов